Инновационная политика ЕАЭС
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года определено, что в целях реализации Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза от 6 декабря 2018 года, принятие системных решений по развитию интеграции, сближению уровней экономического развития государств-членов, расширению областей экономического сотрудничества, совершенствованию регулятивной среды и институтов Союза обеспечит дальнейшее развитие его интеграционного потенциала.
Предусмотренные Стратегическими направлениями меры и механизмы, необходимые для реализации соответствующих положений Декларации, позволят завершить формирование Единого экономического пространства, в том числе посредством ускоренного введения в действие единых рынков в чувствительных для государств-членов сферах, расширить перечень сфер экономического интеграционного взаимодействия.
Переход Союза на инновационный путь развития предполагает повышение инвестиционной активности и модернизацию экономик государств-членов на основе нового технологического уклада. Активизация и наращивание научно-технического потенциала Союза предполагают разработку совместных инновационных программ и инвестиционных проектов для повышения конкурентоспособности промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики государств-членов. Работа в этом направлении должна быть дополнена формированием механизмов производственной кооперации предприятий и промышленного сотрудничества государств-членов, что предусматривает применение гибких инструментов кредитования кооперационных проектов, совместных инвестиций в создание производственно-технологических цепочек добавленной стоимости в Союзе.
Повышению уровня локализации производства и импортозамещению будет способствовать формирование совместных финансово-промышленных групп и евразийских транснациональных корпораций. Прежде всего для реализации совместных масштабных высокотехнологических проектов, способных стать символами евразийской интеграции. Формирование сбалансированного аграрного рынка предусматривает развитие интеграционных процессов в агропромышленной сфере в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции, повышения ее конкурентоспособности и обеспечения продовольственной безопасности. Необходимо дальнейшее развитие условий для эффективного функционирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. Одним из интеграционных приоритетов является повышение энергосбережения и энергоэффективности, разрешение существующих экологических проблем и обеспечение устойчивого развития.
Постоянным стратегическим направлением является полное устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений и обеспечение соблюдения общих принципов и правил конкуренции для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке Союза.
Расширение Союза и интенсификация экономического сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями позволят Союзу как одному из наиболее значимых центров развития современного мира обеспечить совместное развитие транспортно-логистической инфраструктуры и другие вопросы экономического взаимодействия в рамках идеи Большого Евразийского партнерства; сопряжение Союза и китайской инициативы «Один пояс — один путь», ориентированное на реализацию совместных проектов; укрепление взаимодействия Союза с Шанхайской организацией сотрудничества, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, налаживание диалога с Европейским союзом и другими интеграционными объединениями и государствами, взаимодействие с которыми представляет взаимный экономический интерес.
Следует отметить также, что Евразийская экономическая комиссия уже приняла комплекс мер, запланированных к реализации, утвержденными ранее актами органов Союза стратегического характера. В промышленности и агропромышленном комплексе – это Концепция согласованной агропромышленной политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, одобренная Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2013 г. № 35. Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза утверждены Решением Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. № 9. В сфере технологий — Концепция создания и функционирования евразийской сети трансфера технологий, утвержденная Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 марта 2018 г. № 23. Концепция трансграничного информационного взаимодействия, утверждена Решением Евразийского межправительственного совета от 9 августа 2019 г. № 7. Предусмотрено завершение создания и обеспечение полноформатного функционирования интегрированной информационной системы Союза. Предусматривается разработка долгосрочного прогноза научно-технического развития Союза и обоснование приоритетов и целевых программ научно-технического развития, разработка прогноза пространственного развития Союза, а также разработка и реализация стратегической программы научно- технического развития Союза на долгосрочный период, имеющей «рамочный» характер.
Важное место в Стратегических направлениях отводится вопросам реализации совместных проектов по импортозамещению и созданию механизма реализации совместных инфраструктурных проектов, инвестиционных и научно-технологических консорциумов, на что и направлена ЕАТП по развитию производства, переработки и применения эфиромасличных и лекарственных растений. Этому будет также способствовать реализация проекта «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», предусмотренного Решением Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2019 г. № 2 и использование потенциала международных финансовых институтов развития, осуществляющих деятельность в Союзе, а также финансовых центров государств-членов в целях стимулирования инвестиционной активности и привлечения финансирования для реализации инвестиционных проектов в государствах-членах.
Повышение конкурентоспособности государств-членов в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений будет достигнуто путем:
унификации законодательства государств-членов в сферах испытания сортов и семеноводства сельскохозяйственных растений в соответствии с правом Союза;
формирования перечня сельскохозяйственных растений на территориях государств-членов, имеющих критическую зависимость от импорта семян и (или) посадочного материала;
формирования в рамках интегрированной информационной системы Союза единого реестра производителей семян сельскохозяйственных растений.
Предусмотрено объединение усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ, в частности — реализация согласованных государствами-членами совместных программ и высокотехнологичных проектов с привлечением международных институтов развития — Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития. В сфере образования предусмотрено развитие сетевых форм взаимодействия при реализации образовательных программ высшего образования и обеспечение информационной доступности официальных документов об образовании, а также развитие дистанционных образовательных программ в целях подготовки кадров для современного рынка труда.